| |||
Достижения |
В работу колонии «Бодрая жизнь» революция внесла коренные перемены. С 1918-1919 учебного года летняя колония преобразуется в постоянную, где на средства государства воспитываются дети-сироты. В это время начинают проводиться учебные занятия, а затем организуется школа для детей, живущих в колонии. Педагоги под руководством Шацкого составили свои учебные программы, которые опирались на личное творчество ребенка и на опыт «Бодрой жизни». Колония получает возможность развернуть широкую общественную деятельность в деревне среди крестьян.
В октябре 1918 года декретом ВЦИК РСФСР было утверждено «Положение о единой трудовой школе». В школе устанавливалось две ступени: первая от 8 до 13 лет, вторая от 14 до 17 лет. В колонии стала действовать девятилетняя школа. Возникли новые заботы: необходимо было приспособить помещения к зимним условиям. В первую очередь строят-ся общежития. Учебные занятия проводятся на «Морозовской даче». Идеи декрета и общие направления реформы школы были близки Станиславу Теофи-ловичу. Он сразу включается в напряженную работу. Теперь он наконец-то получил воз-можность применить разработан-ные им педагогические идеи к строительству новой школы. В начале 1919 года С.Т.Шац-кий и его соратники - В.Н. Шац-кая, А.А. и Е.Я. Фортунатовы, Н.В. Всесвятский - обратились в Наркомпрос с предложением о соз-дании Опытной станции по народ-ному образованию, представив ее проект. 16 мая 1919 года «Положе-ние о Первой опытной станции Наркомпроса» было утверждено. Первая опытная станция по народ-ному образованию создается в со-ставе двух отделений: сельского - в Калужской губернии, на базе «Бодрой жизни», и городского в Москве. Директором станции в целом был назначен сам Шац-кий, а его жена стала заведующей школой «Бодрой жизни». Осенью 1919 года в состав деревенского отделения вошли 10 сельских школ первой ступени с центром в «Бодрой жизни» и два детских сада (в Угодском заводе и Пяткино). К началу 1920 года станция уже объединяла 15 школ, в том числе в Малоярославецком (Добринская, Белоусовская, Угодско-Заводская, Передольская и др.) и Боровском районе (Белкинская, Кривская, Кабицинская, Самсоновская). С начала 1920-х годов колония стала принимать на постоянное проживание и обучение не только московских детей, но и детей из окружающих деревень, особенно на вторую ступень обучения. Кроме того, на второй ступени (5-9 классы) учились «приходящие» из соседних деревень, которые жили у себя дома. Цели Первой опытной станции в «Положении» определялись так: «содействовать куль-турному строительству республики путем организации и постановки всевозможных опытов и исследований в области культурной работы всех ее видов». Поэтому в задачи Станции входила не только организация учебного и воспитательного процесса с детьми, но и прове-дение активной работы среди окружающего населения, участие педагогов во всех видах деятельности на деревне. Педагоги станции под руководством Шацкого начали последовательно изучать жизнь крестьян во всех ее аспектах. Они деятельно участвовали в просвещении народа, создавая опорные пункты по ликбезу. В эту работу широко вовлекались старшие колонисты. Они устраивали для крестьян концерты и спектакли, обучали сельских ребятишек выращивать цветы в палисадниках, вели борьбу за чистоту и гигиену в домах и на улицах. Особую заботу Шацкий проявлял о подготовке сельских педагогов. С первых дней ра-боты Станции были организованы еженедельные курсы для учителей из школ, входящих в ее состав. Приезжали сюда и учителя из отдаленных селений. Шацкий обучал своих кур-сантов не только методикам преподавания, но и проведению исследования детской жизни, а также жизни сельского населения. Учитель Величковской школы А.И. Пронин вспоми-нал, что свою работу на курсах они начинали с самообслуживания: готовили для себя зав-траки, обеды и ужины, а затем работали рубанком, лопатой и пилой. Надо было, как требо-валось и от колонистов, сделать все вовремя и сдать дежурство в безукоризненном порядке. Уроки музыки, физкультуры, организации туризма или детского труда на огороде и скот-ном дворе - все это проводилось для учителей наряду с решением главной задачи - органи-зации учебного процесса в школах. Писатель П.С. Романов после посещения Станции, где он выступал перед курсантами и, колонистами, написал рассказ «Огоньки», в котором прекрасно передана удивительная атмосфера, царившая по воскресным вечерам на «даче Морозовой». Ядром коллектива Станции стала группа творчески настроенных учителей, котора? приняла разработанную Шацким программу исследований и стремилась реализовать ее в различных областях педагогической науки. Это были Теодор Теофилович Шацкий (брат Станислава), Е.А. Шацкая (жена Теодора), Е.А. Фортунатова и М.Н. и Л.Н. Скаткины (пре-подаватели). Результатом работы Первой опытной станции в области теории и методики преподава-ния явились многочисленные методические разработки для учителей, учебные пособия и теоретические статьи по педагогике. В этот период Шацкий читает лекции в Москве, Калу-ге и на Угодском Заводе, в самой колонии для российских и иностранных педагогов. Изменилась ли жизнь детей с открытием Опытной станции? Трудовые заботы колони-стов остались прежними, но хозяйство расширилось, а труд стал включать в себя больше научных знаний. Преподаватель С.М. Зепалов, работавший в колонии агрономом, описыва-ет в своих дневниках, как с начала 1920-х годов он проводил для колонистов и учителей научно-популяризаторскую работу в области агрономии и естествознания. «Ставилась за-дача возможного привлечения молодежи в сторону изучения местного края. С таковой це-лью при школе-колонии с октября по июнь с тремя возрастными группами проводилась систематическая работа по вступлению в изучение полеводства, животноводства и рас-пределению естественной растительности в бассейне реки Репинка на основе сущест-вующих местных условий» . В 1925 году было построено новое двухэтажное здание школы - деревянное строение с причудливой шатровой крышей. В нем разместились 5-9 классы, и условия учебного про-цесса существенно улучшились. В этом году в колонии обучалось 200 детей, из них 88 проживало в интернате, остальные были приходящими. Интересно проследить социальный состав колонистов. Все 30 учащихся первой ступени - из семей крестьян, а на второй сту-пени половину составляли крестьянские дети, остальные - из рабочих и служащих. Значительное место в жизни колонии занимало искусство. Шацкие старались привить детям любовь к музыке, литературе, театру, живописи. Вечера, посвященные слушанию классической музыки, сопровождались беседами о композиторах, о времени, в котором они жили. На этих вечерах Станислав Теофилович исполнял оперные арии, а Валентина Нико-лаевна аккомпанировала и читала лекции. Шацкий руководил театром, где вместе с ребя-тами играли учителя. Ставились такие спектакли, как «Борис Годунов», «Ревизор» и др. К примеру, в «Ревизоре» Станислав Теофилович играл городничего. У младших детей был кукольный театр. Колонисты регулярно выезжали со своими постановками в окрестные деревенские клубы. Художник А.В. Гаврилов, воспитанник Шацкого еще по обществу «Детский труд и от-дых», после окончания Строгановского училища прибыл в колонию и организовал изосту-дию. Здесь ребята учились живописи, готовили декорации к спектаклям, занимались резь-бой по дереву. Ребята очень любили студию, а своего педагога называли Гавгушей. Из этой студии вышло немало известных художников: В. Почиталов, Н. Анатольев, Ю. Скаткин, А, Лушин и др. С середины 1920-х годов в колонии работали талантливые педагоги Е.А. Кадомская, Н.П. Кузин, Д.Ф. Тамицкий, Е.А. Соколова и многие другие. Т.Т. Шацкий в физическом кружке научил ребят монтировать детекторные радиоприемники, которыми они привели в восторг всю колонию, когда впервые услышали голос Москвы. Это «чудо» приходили по-слушать крестьяне из окрестных деревень, а жители Белоусова попросили ребят сделать такой приемник и для них. Вскоре в колонии появилась «электричка» - так называли мест-ную электростанцию. Внутреннюю проводку ребята прокладывали сами под руководством Теодора Теофиловича. На полях колонии загудел трактор, появились сеялка, косилка, жат-ка. Все эти машины обслуживали старшие колонисты. В эти годы колонию посещало много гостей. Вот как описывает эти визиты колонист 1920-х годов Юрий Скаткин: «Это было настоящее нашествие любознательных педаго-гов, которые для себя неведомое детское царство открывали. Чуть ли не вся Европа по-бывала у нас в гостях. И Америка не отстала-две знаменитости заинтересовались идеями Шацкого: Дьюи и Вуди... Пришлось колонистам в срочном порядке гостеприимную комиссию создавать — гостей встречать, по колонии водить, обедом угощать, концерта-ми развлекать...», Учителя ехали и со всех концов нашей страны, чтобы ознакомиться с опытом органи-зации учебного процесса и воспитательной работы. «Станция вела интереснейшую рабо-ту, - писала Н.К. Крупская, - тысячи учителей посещали ее, посещали и все приезжие из-за границы педагоги, удивлялись успехам и организованности ребят». К концу 1920-х годов Первая опытная станция накопила огромный опыт работы в де-ревне. Усилиями педагогического коллектива были созданы новые организационные фор-мы работы с детьми. Но вскоре для Станции наступает трудный период. В обществе сгу-щалась атмосфера подозрительности и недоверия. Все дискуссии в педагогике были пре-кращены, прервались связи с зарубежными коллегами, и на смену пришли диктат и едино-началие. Противники Шацкого обвиняли его в том, что его программы «чудовищны», не отвечают задачам переходного периода от капитализма к социализму. Самого Шацкого об-винили в толстовстве, аполитичности, «интеллигентности» и, наконец, в правом уклоне. Чиновники из Наркомпроса и партийные руководители предъявляли ему претензии то за открытость перед Западом, то за увлеченность трудовым воспитанием. Н.К. Крупская и нарком просвещения А.В. Луначарский пытались защитить программу Шацкого. Но в это время было принято решение о переводе Луначарского на дипломатиче-скую работу, а Крупская уже постепенно утрачивала свое влияние. |
Главная |
History of School |
Напишите мне |