Колония "Бодрая жизнь"


Главная

Historu of School

Напишите мне

В мае 1911 года на 15-й разъезд Брянской железной дороги, на территорию нынешнего стадиона «Труд» (тогда здесь был лес) прибыла группа детей со своими руководителями, Станиславом Теофиловичем и Валентиной Николаевной Шацкими. Это были дети москов-ской окраины, Марьиной Рощи, из семей рабочих, не имевших возможности создать для них нормальные условия жизни.
Материальное обеспечение детей взяла на себя М.К. Морозова. Она познакомилась с Шацким в Москве в созданном им обществе «Детский труд и отдых». Маргарита Кирил-ловна принимала самое активное участие в делах общества, оказывала ему финансовую поддержку. Зимой 1911 года она предложила Шацкому устроить на ее земле постоянную колонию для летнего отдыха детей. Она обещала обеспечить это дело средствами на обуст-ройство колонии, на постройку необходимых сооружений.
Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) родился в Смоленске, в небогатой дворян-ской семье. Его отец служил делопроизводителем пехотного полка. Позднее семья пере-ехала в Москву, где Станислав поступил в гимназию. Несмотря на то, что ученик он был прилежный, воспоминания о гимназии остались довольно удручающие. Особенно запом-нились ему частые случаи унижения человеческого достоинства учеников. На всю жизнь сохранилось у него отвращение к физическим наказаниям.
После окончания гимназии Шацкий глубоко задумался о своем предназначении. По-ступив в Московский университет, он сменил три факультета и остановился на естествен-ном только потому, что там читал лекции К.А. Тимирязев, которого он считал авторитетом для себя. Одновременно с университетом он окончил Московскую консерваторию с отли-чием, затем учился в Московском сельскохозяйственном институте.
Мысль о том, как страдают дети в школах от несправедливости и непонимания со сто-роны педагогов, не покидает Станислава Теофиловича, и он решает серьезно заняться педагогикой, найти для себя живое дело на этом поприще. Вместе со своими единомыш-ленниками он в 1905 году организовал общество «Сетлемент» (с 1908 года - «Детский труд и отдых»), целью которого стала забота о воспитании детей московских рабочих.
Одной из наиболее деятельных участниц общества с самого момента его основания бы-ла Валентина Николаевна Шацкая (Демьянова). Родилась она в 1882 году в семье профес-сора химии, директора сельскохозяйственного ин-ститута (ныне академия им. Тимирязева). После окончания с отличием Московской консерватории перед ней открывалась заманчивая перспектива профессии пианиста-концертанта. Но встреча со Станиславом Теофиловичем (они поженились в 1908 году) направила всю ее жизнь по совершенно иному пути. Отныне Шацкие полностью посвя-щают себя педагогике, просвещению народа и в первую очередь детей. О месторасположении будущей колонии Шац-кий писал: «Место живописное, среди перепесков, оврагов и ключей Калужской губернии на границе Боровского и Малоярославецкого уездов. Оно было довольно уединенно и довольно-таки попорчено людьми: лесная вырубка, густо поросшая кустар-ником; земля - глина, трава — вейник и щучка, де-ревья - поросль березки, осины, ольхи и лозняка за-ставляли думать о трудной работе прежде всего, а остальное должно было «приложиться» .
Дети прибыли почти в лес. К их приезду был построен «барак, большой, двухэтажный с хоро-шей террасой и двумя балконами на север и юг по всей длине второго этажа. Кроме того, из остатков от постройки сколотили шалаш, туда поставили металлическую плиту: это было первой кухней». Самую трудную корчевку произвели рабочие, но создать для себя нормальные условия жизни предстояло самим детям.
Вместе с Шацким для организации детской жизни прибыло несколько молодых людей, бывших его воспитанников в московских обществах. Среди них был студент Строганов-ского училища А. Гаврилов, будущий создатель изостудии в колонии. Первая группа коло-нистов состояла из 25 детей постарше, потом приехали и остальные. Всего в первое лето здесь было 47 мальчиков и девочек от 7 до 16 лет.
Шацкий сразу предоставил детям возможность самим решать свои дела. Все важные вопросы жизни решались на собраниях, которые проводились каждый день. На одном из первых собраний дети назвали свою колонию «Бодрая жизнь». Вместе со взрослы-ми колонисты решили, что основой их жизни должен быть труд. Однако, по мнению Шацкого, труд детей должен быть, в отличие от труда взрослых, прежде всего образова-тельным.
Работа началась сразу. Разделились по возрасту и интересам на группы и бригады, вы-брали «заведующих» и «бригадиров». Появились рабочие бригады по благоустройству территории из мальчиков 14-16 лет, которые вместе с Шацким и другими педагогами выкорчёвывали пни, прокладывали дорожки, достраивали помещения и выполняли другие работы. Младшие дети вскапывали землю, закладывали огород, высаживали ягодники и яблоневый сад. Девочки были направлены на кухню, в пекарню, прачечную и общежития для обустройства домашнего хозяйства.
Педагоги стремились организовать жизнь детей так, чтобы через труд они учились са-мообслуживанию, получали навыки жизни в коллективе, приобретали разносторонний жизненный опыт из контактов с окружающим миром. «Дети - работники будущего», - не раз говорил Шацкий. На общественный труд отводилось по пять часов в день.
На следующий год в колонию прибыло 55 детей. К этому времени здесь появились ко-ровы, лошадь, куры и гуси, за которыми ухаживали сами дети. В ближайшие годы число колонистов возросло до 100-150 человек.
Ребята очень любили своих педагогов. Своего директора они дружески звали (прямо в лицо) просто по фамилии - Шацким, а Валентину Николаевну - тетей Тиной. Вот как вспоминает Иван Горячев, колонист 1911-1917 гг., о своей жизни в этом детском царстве:
«С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая вместе с другими педагогами да-ли нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили лю-бовь к музыке, изобразительному искусству, научили любить и це-нить песню. Колония научила меня любить природу, труд, чест-но жить и добросовестно тру-диться».
Этот мальчик прибыл в коло-нию в семилетнем возрасте и вышел в жизнь четырнадцатилет-ним юношей. Он вспоминает, что научился в колонии переплетать книги, сшил для себя ботинки,
соткал на ручном станке полотно для рубашки, работал в столярной и слесарной мастер-ских, научился обрабатывать землю и работать на лошади, доить коров, выпекать хлеб, готовить пищу. Кроме того, он участвовал в спектаклях, пел в хоре, рисовал, лепил из глины.
Ребята издавали свой рукописный журнал «Наша жизнь», в котором обсуждали свои общественные и хозяйственные дела. В журнале были, например, такие статьи: «Наше хо-зяйство», «Наши собрания», «Утро», «На футболе», «Театр и музыка» и др.
Чтобы лучше представить себе жизнь колонистов, обратимся к очерку С.Т. и В.Н. Шацких «День в колонии»:
«Раннее утро. Еще нет пяти часов, а по дороге к скотному двору идут «коровницы» с ведрами и хлебом с солью. Они сейчас подоят коров, выпустят их, попоят телят, уберут стойла. Явился пастух. Он в непромокаемом плаще с кнутом и книжкой. Конюхи запряга-ют лошадь, они будут подвозить воду на кухню, в прачечную, на скотный двор. Коровницы смогут еще уснуть часок до чая. В начале шестого часа поды-мается «заведующая белым хле-бом». Она с помощниками долж-на выпечь булки к чаю. Каждый день выпекается около пуда бело-го хлеба. Помощники приносят дрова, растапливают печку, мо-ют котлы и формы, ставят са-мовары.
В шесть часов колонист-«будильник» бегает по всем ко-ридорам и балконам со звонком, извещая подъем. Только малень-кие и «заведующая кухней» еще могут поспать. Колонисты бе-гут умываться на ключ, они дали ему название «Милый ключ». На территории кухни раздают мо-локо—каждому по кружке, а черного хлеба сколько угодно.
Начинается рабочий день.
Мальчики постарше идут с ло-патами прокладывать дорогу к прачечной и к скотному двору.
В прачечной сегодня «вагон» белья. Заведующая распределяет задание. Особенно много придет-ся гладить. Работают и мальчи-ки, и девочки. Стирают при по-мощи «паромойки». Мальчикам приходится крутить ручку - это тяжело. В восемь часов в кухне появились «черные хлебопеки», потом повара. Младшие дети работают на уборке территории (дворники) и на прополке в огороде.
Девять часов. Неугомонный уборщик бежит со звонком на скотный двор, в прачечную, к огороду... Сбор на завтрак. Уборщики раздают: 3 куска сахара, чай, булки, черный хлеб. После чая краткий отдых. Уборщики моют посуду, птичницы кормят кур, собирают яй-ца, убирают курятник.
Все работы закончены - собрание. Председатель - колонист. Обсуждают вопросы
жизни: будут ли снимать замечания, полученные за нарушение дисциплины; младшие про-сят, чтобы для них оставляли маленькие лопаты; огородники предлагают, чтобы повара не ходили в огород за зеленью, а заказывали им все, что нужно на кухню; библиотекарь и любители чтения поднимают вопрос о бережном отношении к книге... В час-обед. На первое подают кислые щи с грибами, на второе-картофельный пудинг, на третье-клюквенный кисель. Ребята довольны: «Браво поварам!» После обеда час отдыха. Потом купаться или на прогулку. Собирают грибы, ягоды для кухни. Маленьким до речки далеко, они туда ходят редко. У них прогулка с сотрудницей, сбор грибов, купанье в ручье недалеко от дома. Вода там теплая. К четырем часам все опять в сборе. Снова работа. Каждый идет на свой участок. В четыре часа в колонию приехали гости. Колонисты, отвечающие за прием гостей, от-правляются проводить экскурсию, угощать чаем.
Около семи часов работы окончены. Маленькие собрались перед террасой и стара-тельно поют и играют в свои игры: «едет всадник на коне», «воробушек» и пр. У стар-ших - городки, футбол, лапта и тоже песни.
Потом ужин. За ужином похлебка из грибов, гречневая каша с маслом и молоко.
После ужина — в общественную комнату. Там слушание музыки, самодеятельность, пение. Песни любят все. Приготовление ко сну: 30 минут в спальнях идут беседы сотруд-ников, маленьким старшие читают книжки, рассказывают сказки. К одиннадцати стар-шие все на месте, взрослые уходят, колония засыпает» .
Наблюдая за жизнью детей, их интересами и способностями, Шацкий приходит к вы-воду, что необходимо создать условия и для их полноценного умственного развития, т.е. открыть школу - а значит, обеспечить постоянное пребывание колонистов в «Бодрой жиз-ни». Но для этого требовалось резко увеличить финансирование колонии, что пока не представлялось возможным. До 1918 года колония существовала главным образом за счет средств общества «Детский труд и отдых» и М.К. Морозовой.



Сайт создан в системе uCoz